воскресенье, 10 февраля 2013 г.

мабу приседания и растяжка ушу

Методы нэйгун («внутреннее искусство», «внутренняя работа») в шаолиньском ушу понимались как практика укрепления собственного тела путем налаживания циркуляции ци и достижение крепости духа через буддийские методы медитации. Они включали в себя комплексы дыхательных и медитативных упражнений, гигиенические и диетологические предписания, а также особый тип духовного воспитания.Шаолиньское искусство включает несколько десятков комплексов нэйгун: бадуаньцзин («Восемь отрезов парчи»), да ша-олинь нэйгун («Большой комплекс внутреннего шаолиньского искусства»), цзиньгун («Легкое искусство»), дунцзягун («Искусство ребенка») и другие.Дунцзягун «Искусство ребенка» необычайно сложный и полезный комплекс, состоящий из шестнадцати основных упражнений. Этим комплексом можно было овладеть, лишь начав изучать его в детстве, ибо в зрелом возрасте многие упражнения, в частности развивающие гибкость и равновесие, были уже недоступны.Первые позиции сидя и стоя со сложенными перед грудью руками предназначались для медитации, концентрации внимания и регулирования дыхания перед остальными, более сложными упражнениями. Упражнение «Ударить ногой в небо» предусматривало стойку на одной ноге, другую ногу следовало поднять к голове и полностью выпрямить так, чтобы стопа смотрела вверх. Другое упражнение, «Чаньское искусство двух пальцев», заключалось в стойке на одной руке на двух пальцах. Существовало более сложное упражнение стойка на голове, когда ладони прижаты к бедрам. Это требовало не только великолепного чувства равновесия, но и серьезных достижений в практике нэйгун, потому что посредством одних лишь физических усилий такую позицию принять невозможно. Занимаясь «Искусством ребенка», монахи учились раскалывать камни ударом, удерживать равновесие в сложных позициях и многое другое.Упражнения комплекса дунцзягун«72 искусства Шаолиня» система, состоящая из 72 классических тренировочных упражнений нэйгун, создание которой приписывается Цзюэюаню. 26 из них относились к мягкому разделу и способствовали «внутреннему укреплению», остальные были объединены в жесткий раздел и развивали внешний, силовой аспект.Одной из самых знаменитых систем шаолиньских методов нэйгун считается ицзиньцзин, чье название можно перевести как «Канон об изменениях в мышцах», или «Канон преобразования мышц». Многие авторы в работах, посвященных истории шаолиньского ушу, высказывают мнение, что именно в ицзиньцзин изложены секреты ранних видов ушу, представляющих комплекс приемов, которые преподавал сам Бодходхарма монахам.Ицзиньцзин по праву считается основным и базовым комплексом, с которого начинается обучение шаолиньской внутренней традиции.Шаолиньская традиция гласит, что ицзиньцзин был составлен самим Бодхидхармой перед тем, как он покинул монастырь, и поэтому традиционно именуется «Дамо ицзиньцзин» «Канон изменения в мышцах», составленный Бодхидхармой. Если точно следовать легенде, Бодхидхарма оставил монахам, перед тем как покинуть монастырь, два трактата по основам духовной и физической практики: ицзиньцзин и «Сисуйцзин» («Канон об омовении спинного мозга»). Оригинал «Сисуйцзина» был утрачен, а затем, уже в XVIII-XIX вв., написан заново, однако мы не знаем, насколько он соответствует оригиналу.Ицзиньцзин же сохранился в целостном виде и считался долгое время «величайшей тайной монастыря Шаолинь».Возможно, что реальные события были несколько иными. Существует, в частности, версия, что трактат изначально был создан не в монастырской среде, но среди народных мистических школ, и уже затем в XVII-XIX вв. попал в монастырь. Сегодня существует несколько версий трактата, хранящихся в архивах Шаолиня. Они несколько отличаются по тексту, однако последовательность комплекса совпадает.Долгое время текст ицзиньцзина и методики, изложенные в нем, считались тайными и передавались лишь внутри Шаолиньского братства. Однако само название ицзиньцзин стало широко популярным, поэтому по всему Китаю появилось немало «подражаний» под древнюю систему, естественно, не представляющих собой ни полноценной духовной практики, ни дающей той эффективности, которую даровал истинный канон. Сегодня наиболее известным шаолиньским наставником, носителем традиций ицзиньцзина, считается Ши Дэцянь.Иллюстрации «Ицзиньцзина»: иглы и молоточки для воздействия на точки, гимнастические упражненияС XVIII в. этот комплекс вошел в каждодневную практику шао-линьских монахов, независимо от того, практиковали они ушу или нет. Он рассматривался как основное оздоровительное и медитативное упражнение, как способ поддержания гибкости тела и чистоты сознания. С конца 80-х начала 90-х гг. XX столетия комплекс ицзиньцзин стал преподаваться в ряде учебных заведений в уезде Дэнфэн, где располагается Шаолиньский монастырь. Он также является одним из основных базовых комплексов Международной федерации шаолиньского ушу (МФШУ) и Международной академии ушу Шаолиньского монастыря. В 1998 г. под эгидой МФШУ в США прошел показательный фестиваль ицзиньцзин, где демонстрировался не только сам комплекс, но также и те удивительные эффекты, которых можно достигнуть, благодаря регулярной практике этого канона. Начиная с 1996 г., российские представители и члены Федерации шаолиньских боевых искусств начали активную практику этого комплекса под руководством наставника Ши Дэцяня.КОМПЛЕКС ИЦЗИНЬЦЗИНЧТО ТАКОЕ ИЦЗИНЬЦЗИНПрежде всего, это система, направленная на комплексную регуляцию организма, изложенная в трактате ицзиньцзин. Основную часть этой системы представляет собственно комплекс ицзиньцзин, который состоит из двенадцати основных упражнений, выполняемых, в общей сложности, от 10-15 мин. до получаса, а также определенные способы дыхания и концентрации внимания, методика тренировок.Основная цель ицзиньцзина наладить правильную циркуляцию ци внутри организма. Этот комплекс на протяжении веков является своеобразным транслятором традиций шаолиньского ушу, секреты и тонкости которого передавались опытными учителями ученикам «от сердца к сердцу», используя опыт учительства, накопленный за столетия существования шаолиньской традиции боевых искусств.Название ицзиньцзин во многом связано с названием другого классического китайского трактата «Ицзин» (т.е. первый и третий иероглифы совпадают) «Канон перемен», который лежит в основе китайской философской мысли и передает древние мистические представления о мире как о вечно текущем потоке изменений и метаморфоз. Лишь следование этим изменениям позволяет человеку находиться в гармоничном соответствии со Вселенной. Вероятно, при составлении трактата ицзиньцзин популярность «Ицзина» оказала немалое влияние на название шаолиньского канона: «Канон изменения в мышцах» как бы переносил теорию вселенских трансформаций на уровень человеческого тела, с уровня макрокосма на микрокосм.Второй иероглиф в названии ицзиньцзин обычно переводится как «мышцы», и порой может показаться, что методики, переданные в трактате, предназначены лишь для тренировки мышц. Однако в более широком значении иероглифа «цзинь» он обозначает всякую человеческую плоть, живую ткань организма. Таким образом, трактат передает общую методику трансформаций живой материи человеческого организма.СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЦЗИНЬЦЗИНАНа основе методик МФШБИ в том случае, если ицзиньцзин преподается в рамках общей программы шаолиньского ушу, на изучение этого комплекса отводится 12 часов (приблизительно 16 занятий по 45 минут или 24 занятия по 30 минут с учетом того, что на тренировках изучаются и другие формы и само занятие составляет 2-3 часа). Из них 4 часа отводится на изучение формы движений, 3 часа на изучение способов дыхания и психоконцентрации, 2 часа на изучение теоретических основ ицзиньцзина, 3 часа на закрепление материала. В дальнейшем ицзиньцзин вводится в программу каждой тренировки как начальный и заключительный этапы.Если ицзиньцзин изучается отдельно, то время строго не оговаривается. Тем не менее, лучше следовать следующему плану:1. Изучать одно упражнение в три-четыре дня. Если вы чувствуете, что какое-то упражнение не запомнилось или его выполнение связано с каким-то дискомфортом, сначала добейтесь того, чтобы оно выполнялось абсолютно естественно. Ни в коем случае не переходите к новому движению, пока целиком не изучите старое.2. Первоначально следует изучить кинематику движений, понять внутреннюю логику каждого упражнения. На первом этапе старайтесь просто медленно и плавно выполнять комплекс с ровным естественным дыханием.3. Переходите к проработке методов концентрации и конкретных способов дыхания не раньше, чем будете уверены, что целиком выучили комплекс и не задумываетесь над последовательностью движений это может помешать концентрации внимания.КАК ПРАКТИКОВАТЬ ИЦЗИНЬЦЗИНСуществует несколько базовых способов практики ицзиньцзин.1. Как отдельный комплекс.Ицзиньцзин можно практиковать как отдельный комплекс, т.е. вне связи с другими комплексами ушу.Первый раз ицзиньцзин лучше всего выполнять сразу же после пробуждения, встав с кровати. Утром его лучше сделать минимум два раза: первый раз предназначен для пробуждения организма и для небольшой разминки. Второй раз следует выполнять с соблюдением всех правил, когда сознание уже пробудилось это стимулирует циркуляцию ци в организме.Второй раз комплекс выполняется вечером, непосредственно перед сном и обязательно после захода солнца с целью очистить сознание после дневных забот, снять накопившуюся усталость. Шаолиньские монахи традиционно практикуют его в 6-8 утра и в 11-12 ночи, хотя, разумеется, здесь могут быть и различные вариации.В середине дня, в 15-16 или 18-19 часов, полезно также сделать еще раз ицзиньцзин для стимулирования активности мозга и релаксации всего организма.2. В составе общей шаолиньской тренировки.Если ицзиньцзин является частью полноценной шаолиньской практики, он должен быть интегрирован в каждодневную тренировку. В течение тренировки он выполняется несколько раз. В самом начале, после традиционного приветствия для концентрации внимания и устранения отвлекающих мыслей. В конце тренировки для восстановления организма. Ицзиньцзин следует также выполнять после упражнений большой интенсивности: поединков, сложных таолу и т.д. Нередко в этом случае практикуется не полностью комплекс, а два-три упражнения из него.ТИПЫ ДЫХАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ ИЦЗИНЬЦЗИН1. Нижнее дыхание. (Цзыжань ху си.)Вдох через нос. На вдохе, нижняя часть живота сильно выпячивается вперед. Ци опускается в нижний даньтянь (центральная точка нижнего даньтянь, точка цихай). Выдох производится через нос или через рот в зависимости от выполняемой формы. На выдохе живот втягивается.2. Естественное дыхание. (Шунь ху си.)Вдох через нос. Дыхание производится верхней частью живота. На вдохе диафрагма поднимается, живот естественно выпячивается вперед. Выдох производится через нос или через рот в зависимости от выполняемой формы. На выдохе живот естественно втягивается.3. Обратное дыхание. (Ни ху си.)Вдох через нос. На вдохе грудь поднимается, живот втягивается. Выдох производится через нос. На выдохе грудь опускается, мышцы живота расслабляются, живот немного выпячивается вперед.ПОЛОЖЕНИЯ КИСТЕЙ РУК (ШОУСИН), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ ИЦЗИНЬЦЗИН1. Ладонь (чжан). Четыре пальца прижаты друг к другу и направлены вверх, ребро ладони вперед, большой палец согнут и прижат к краю ладони.2. Кулак (1) (цюань). Пальцы плотно прижаты друг к другу и собраны вовнутрь. Большой палец лежит поверх указательного и среднего.3. Когти тигра (ху чжуа). Пальцы разведены в стороны, первые и вторые фаланги пальцев согнуты. Кончики пальцев направлены вовнутрь. Центр ладони направлен вперед.4. Когти дракона (лун чжуа). Четыре пальца прижаты друг к другу. Первая и вторая фаланги пальцев немного согнуты вовнутрь. Ребро ладони вперед, большой палец согнут и прижат к краю ладони.5. Кулак (2). Пальцы прижаты друг к другу. Первые и вторые фаланги пальцев немного согнуты, пальцы подобраны вовнутрь, образуя форму цилиндра. Большой палец накрывает указательный и средний пальцы в области ногтей.ПОЗИЦИИ НОГ (БУ СИН), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ ИЦЗИНЬЦЗИН1. Бинбу. Ноги выпрямлены в коленях. Носки разведены в стороны, расстояние между пятками приблизительно 10 см, между носками 15 см.2. Мабу. Расстояние между ногами 60-70 см. Ноги согнуты в коленях. Колени проецируются на носки.3. Гунбу. Нога делает большой шаг вперед, расстояние между ногами 80-100 см. Впередистоящая нога согнута в колене, колено проецируется на носок. Носок слегка повернут вовнутрь, б

ГЛАВА 4 КОНЦЕПЦИЯ «ВНУТРЕННЕГО ИСКУССТВА» И СИСТЕМА НЭЙГУН В ШАОЛИНЬСКОЙ ТРАДИЦИИ / Шаолиньское ушу

Комментариев нет:

Отправить комментарий