Информационная поддержка
Турчанинова Е.Д. Сборник статей. М., 1959. -с. 69-72.
Никулина Н.А. Ежегодник императорских театров. Сезон 1902-03. СПб, кн. 3, прил.-с. 1-8;
Лит.: Кара-Мурза С.Г. Малый театр. Очерки и впечатления. М., 1924. с. 39-50;
С 1914 г. по состоянию здоровья в спектаклях участия не принимала, числясь «на покое по болезни», но оставаясь при этом в составе труппы. С 1.09.1906 г. имела персональный оклад 4000 руб. в год. Заслуженная артистка Императорских театров. С начала 1880-х гг. жила в собственном доме в Калошином переулке, 8. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
НИКУЛИНА (по мужу Дмитриева) Надежда Алексеевна (12 (24).8.1845, Москва 5.7.1923, Москва) выдающаяся русская актриса. Будучи ученицей Московской театральной школы, дебютировала в Малом театре в водевиле «Взаимное обучение». С 23.04.1863, по окончании школы (ученица И. В. Самарина и В.А.Дмитревского), в труппе Малого театра. Рано обнаружила яркое комедийное дарование, наполняла роли заразительной весёлостью, неподдельной наивностью, лукавой женственностью. Творчество Н. высоко оценил А. Н. Островский. «... Лучшая блестящая Никулина, совсем мое создание» писал о ней драматург. Первой Островский создал для неё роль Верочки в пьесе «Шутники» (1864). В дальнейшем драматург назначал Никулиной роли почти в каждой новой пьесе и сам проходил их с ней: царица Анна («Василиса Мелентьева» Островского и C. А. Гедеонова), Лебёдкина («Поздняя любовь»), Купава («Снегурочка»), Поликсена («Правда хорошо, а счастье лучше»), Софья («Невольницы»), Смельская («Таланты и поклонники»), Коринкина («Без вины виноватые») и др. Большое значение для творчества Никулиной имела роль Варвары («Гроза»), в которой яркая передача бытового колорита сочеталась с психологической достоверностью. С наибольшей полнотой талант Никулиной раскрылся в образе Глафиры («Волки и овцы»), в котором причудливо переплелись подлинность чувств и сатира, женское очарование и беззастенчивый расчёт. Грацией и комизмом были отмечены роли Н. в западном репертуаре, особенно в комедиях Мольера: Марианна и Дорина в «Тартюфе», Фрозина в «Скупом» и др. С сер. 1870-х гг. выступала в ролях т. н. испорченных женщин, в образы которых невольно вносила свойственную ей чистоту, наивность. Такой была в её исполнении по-детски простодушная актриса бульварного т-ра Диана в комедии С. Мозенталя «Любовь прощает всё». В списке ролей Н. немало драматических, но удавались они ей по-разному. Большой удачей стала роль Липочки («Липочка» В. П. Острогорского), среди др. достижений Никулиной роли Веры в пьесе И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвётся», приживалки в «Осколках минувшего» И. Н. Ге. В то же время Никулина не смогла раскрыть сложность образов Елены и Ренёвой («Женитьба Белугина» и «Светит, да не греет» Островского и Н.Я. Соловьёва). Перейдя на роли пожилых героинь, Никулина играла преимущественно роли комедийного плана: Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Толбухина («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Анна Ефимовна («Золото» Вл. И. Немировича-Данченко) и др. Сочная, яркая игра Никулиной в этих ролях неизменно отличалась строгим худудожественным вкусом, врождённым чувством меры, артистизмом. Среди других ролей: Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1867, 1883), Лиза («Горе от ума» Грибоедова, 1868), Фрозина («Скупой» Мольера, 1873), Анисья («Власть тьмы» Л. Толстого! 1895), Куикли («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1890) и др.
Никулина Надежда Алексеевна
Заслуженная артистка императорских театров
Комментариев нет:
Отправить комментарий